Компания Prixel – итог кандидатской диссертации аспирантки Университета ИТМО Любови Черевань. В рамках своей работы она изучала техники визуализации живописи на экране. Для ее правильного сканирования и цифрового отображения поверхности картины, необходимо учитывать множество ее характеристик: цвет, блеск, поверхностное рассеивание и, конечно, рельеф. В процессе исследования у девушки возник вопрос, с которым она в 2012 году обратилась к своему сокурснику Кириллу Авдееву: а можно ли напечатать изображение с рельефом? Так зародилась идея для стартапа, и началась работа над созданием технологии правильного сканирования, а потом и рельефной печати.

Уникальность производства заключается в разработанной Кириллом технологии, позволяющей реконструировать 3D-модель поверхности оригинальной картины, используя массив фотографий, который преобразуется в специальный формат печатных слоев. Далее благодаря авторскому программному обеспечению на обычном широкоформатном UV-принтере, которые есть во многих типографиях, можно печатать рельеф путем многослойного нанесения фотополимерных красок. Время производства одной картины – около 40 минут. Сегодня число проданных рельефных реплик превышает тысячу. Их продажи начались в марте 2014 года. В галерее компании – копии Винсента Ван Гога, Уильяма Тернера, Клода Моне.
«Но наша технология позволяет создавать рельеф не только на основе реальных и отсканированных предметов. Макет рельефного изображения, в том числе, можно создать собственноручно в программе Photoshop. Поэтому объемной может стать любая плоская картинка», – комментирует Валентина Гришина, директор по маркетингу компании Prixel.
Это позволило компании в ноябре 2014 года запустить еще одно направление. «Видеть руками» – новая разработка на рынке тактильных технологий восприятия для слабовидящих и слепых людей. Это 3D-изображения, главная идея которых помочь слепому или слабовидящему человеку в восприятии окружающего мира искусства. С помощью картин Prixel для людей с ограниченными возможностями стало возможно получить первые тактильные представления о живописных произведениях. В целом технология печати таких изображений повторяет создание реплик картин. Только в данном случае рельеф создают не мазки, а основные предметы на изображении, которые могут «увидеть руками» слепые или слабовидящие люди.

Притом что в настоящий момент печать и продажа реплик живописных картин – основное направление деятельности, останавливаться на нем сотрудники компании не хотят. Ведь Prixel в первую очередь технологичная компания, в основе которой лежит создание технологии сканирования и рельефной печати. Кстати, запросы на покупку, не только картин, но и самой технологии уже не раз поступали от зарубежных компаний. Причины тому – отсутствие аналогов на мировом рынке.
«В целом сейчас в мире прослеживается огромная тенденция по развитию 3D-печати, но есть много и нерешенных проблем, одна из которых печать цветом. Например, ни один 3D-принтер не обеспечивает такого качества цветной печати, которое есть у нас. Но мы не можем печатать объемные фигуры, мы можем печатать только рельеф. У нас уже есть идеи, как это исправить, но пока только на уровне обсуждения. Поэтому я думаю, что какое-то время наша компания точно будет занимать хорошую позицию на рынке 3D-печати. К тому же проект стоит на стыке нескольких сфер деятельности, а это значит, что у нас много путей дальнейшего развития: трехмерная графика, сканирование, 3D-печать. Это говорит о том, что наша позиция в технологическом плане не бесперспективная», – подводит итог Кирилл Авдеев.
Пресс-служба Университета ИТМО